+7 (495) 783-84-78

Создание поисковой информационно-аналитической системы для фармацевтического рынка

Василенко И.А., Аслаханов Р.У., Харченко М.И.

Статья опубликована в журнале "Фармацевтическая промышленность" (№6/2010  ноябрь-декабрь) www.arfp.ru

Обеспечение населения качественной медицинской помощью и лекарственными препаратами является важнейшей социально значимой задачей исполнительных органов власти. Ее решение связано с формированием нормативно-правовой базы фармацевтической отрасли, определением приоритетов и задач регулирующих их надзорных органов. Принятие адекватных решений в данной области невозможно без анализа ситуации на фармацевтическом рынке, в рамках которого необходимо выделить для изучения следующие сегменты: госзакупки для лечебно-профилактических учреждений, обеспечение лекарствами льготников, рынок аптечных продаж.

Емкость фармацевтического рынка в России оценивается по различным источникам от 15 до 30 млрд. долларов США и, как показывает практика, зависит от методики расчетов и информированности экспертных организаций.

С одной стороны, фармацевтический рынок отличается высокой степенью влияния государства во многих странах мира и более пристальным вниманием регулирующих и надзорных органов. С другой стороны, этот же рынок привлекает внимание организованной преступности в части производства и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции. Наибольшая емкость рынка фальсифицированном продукции, и соответственно активность нелегальных производителей приходится на страны Азии, Южной Америки и России.

Фармацевтический рынок России резко отличается от других аналогичных рынков мира следующими особенностями. Во-первых, высоким импортом субстанций (95%), вспомогательных веществ (до 90%) и готовых лекарственных форм (80%).

Во-вторых, на российском рынке продажа медикаментов в розничном сегменте достигает 80% (для сравнения, в развитых странах этот показатель не превышает 20%).

В-третьих, отсутствует единое информационное пространство обращения лекарственных средств. Другими словами, каждое ведомство, имеющее отношение к данному обращению медикаментов, например, Таможенный комитет, Госкомстат, Минздравсоцразвития, ФАС, МВД, живет своей жизнью. Нет даже попыток собрать и обобщить информацию о состоянии рынка на основании данных, имеющихся в распоряжении перечисленных ведомств. В итоге получается, что информация, доступная для общества и предоставленная различными аналитическими экспертными организациями, вызывает много вопросов и сомнений в своей достоверности. Может быть, поэтому и возникает тот "неприличный" разброс в приводимых экспертами данных по целому ряду важных показателей? Приведем несколько примеров такой нестыковки.

  1. Сколько потребляет среднестатистический РОССИЯНИН лекарств за год в денежном выражении? По различным данным эта цифра варьирует от 70 до 200 $, причем зарубежные эксперты оценивают потребление медикаментов в России па уровне 200 $, а российские – не более 80 $ на человека (напомним, что уровень потребления медикаментов в США равен 500 $ в год на одного жителя, а в Европе – 300 $).
  2. Какова емкость российского фармацевтического рынка? Ответ колеблется в пределах от 10-12 до 28-30 млрд. $ в зависимости от источника. А ведь этот показатель рынка напрямую связан с размером налогооблагаемой базы.
  3. Каков уровень оборота фальсифицированной и контрафактной продукции в России? Здесь разброс оценок достигает рекордных величин: от сотых долей процента до 10% от общего оборота лекарств в стране. Как видно, различие тысячекратное! Возникает вопрос, а что на самом деле?
  4. Почему уровень производства и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции в странах Европы, северной Америки, Японии низкий, а в странах Азии, Южной Америки, России занимал серьезный сегмент фармацевтического рынка?

Здесь, как и в предыдущих примерах, причин большого расхождения информационных данных несколько. Одна из них – низкий уровень информационного обеспечения.

Что имеется в виду, когда мы говорим об информационном обеспечении фармацевтического рынка?

Чтобы заработать серьезную сумму денег на производстве фармацевтического товара, его должно быть произведено много. Для этого необходимо иметь технологическое оборудование, производственные и складские помещения, регулярно закупать сырье и материалы, я сама продукция должна поступать в сбытовую сеть и там реализовываться. Понятно, что подобного масштаба производство организовать скрытно, например, в подвале или гараже невозможно, обязательно потянутся следы. Движение продукции на различных стадиях ее жизненного цикла (закупки сырья, вспомогательных материалов, появление продукции в аптеках) сопровождается появлением информации о нем, образно говоря, от таможни до прилавка. А раз так, то любое движение может быть прослежено на основании анализа имеющихся баз данных, причем тех ведомств, о которых упоминалось выше. Если в ходе такого анализа выявляется несоответствие по количеству, например, закупленного и реализованного товара, это говорит о том, что на рынке появился нелегальный продукт. Если на рынке появляется контрафакт, то все цифры, характеризующие суммарное движение продукта, дадут объективную информацию о гом, сколько и какого нелегального продукта появилось на рынке, и позволят выявить место возможного производства фальсифицированного препарата.

Информационное обеспечение должно строиться на мультибазовом принципе. Другими словами, предлагаемая поисковая информационно-аналитическая система для фармацевтической отрасли включает в себя целую сеть отдельных баз данных, генераторами которых являются министерства, ведомства и аналитические организации.

В качестве баз данных должны использоваться:

  • база данных Государственного таможенного комитета;
  • база данных Госкомстата;
  • отчеты аналитических компаний по объемам реализации фармацевтической продукции через аптечные сети;
  • база данных Минздравсоцразвития но объемам и перечню закупок для госпитального сектора;
  • базы данных покупкам ГУИН, МВД, Министерства Обороны, МЧС;
  • база данных Росздравнадзора (Минздрава) по зарегистрированным препаратам;
  • база данных по зарегистрированным БАДам - Роспотребнадзор;
  • база данных Роздравнадзора (Минпромторга) по выданным лицензиям на производство фармацевтической продукции.

Используя пошаговый алгоритм действий, посмотрим на условных примерах (сценариях) каким образом можно интерпретировать результаты из упомянутых выше баз данных.

Шаг 1: Из таможенной базы данных извлекается информация о том сколько, кем, через какой таможенный пост ввезено субстанций, вспомогательных веществ, химических веществ и готовых лекарственных форм.

Шаг 2: Из базы данных Госкомстата извлекается информация о том, сколько, где и кем произведены готовые лекарственные средства, субстанции, вспомогательные вещества, а также сколько, где и кем реализовано продукции.

Шаг 3: Проводится сравни тельный анализ информации из обеих баз данных, а затем на ею основе делаются соответствующие выводы.

Теперь перейдем непосредственно на конкретные моделируемые ситуации (сценарии):

Ситуация А: По результатам сравнения баз данных выявлено, что субстанций и вспомогательных веществ ввезено меньше, чем произведено из них лекарственных препаратов.

Вывод: Некоторая (конкретная) часть определенных субстанций и вспомогательных веществ, имеющих оборот на территории России, – контрафакт.

Ситуация Б: По результатам сравнения баз данных выявлено, что субстанции и вспомогательных веществ ввезено больше, чем произведено из них ГЛС.

Вывод: Некоторая (конкретная) часть готовой продукции, имеющей оборот в России, – контрафакт.

Ситуация В: По результатам сравнения баз данных выявлено, что готовых лекарственных форм ввезено меньше, чем реализовано на рынке.

Вывод: На территории России произведена фальсифицированная продукция.

Ситуация Г: По результатам сравнения баз данных выявлено, что готовых лекарственных форм ввезено больше, чем реализовано на рынке по официальным данным.

Вывод: На территорию России ввезена фальсифицированная продукция.

С помощью приведенных частных примеров мы попытались продемонстрировать идеологию предлагаемой информационно-аналитической системы для фармацевтического рынка. Но этим функциональный потенциал системы далеко не ограничивается. При слаженной работе всей совокупности информационных баз появляется возможность проследить многие зависимости, тенденции и тренды, которые не могут быть выявлены при существующей статистической обработке, проводимой аналитическими компаниями, из-за разрозненности и неполноты имеющейся сегодня информации.

Если при анализе конкретных баз данных возникнет дефицит информации, то он должен компенсироваться данными, получаемыми при лабораторном анализе в ходе проведения экспериментальных оценок. В настоящее время уже созданы фрагменты подобного механизма контроля, показана его высокая эффективность на конкретном примере выявления места производства фальсифицированной продукции одной из крупнейших западных фармацевтических компаний. Полученные результаты были использованы правоохранительными органами для пресечения деятельности нелегальных производителей продукции.

Применение данной информационно-аналитической системы позволит выявить такие критически важные показатели как суммарный объем легального и нелегального оборота продукции, который отражает реальную емкость рынка конкретного вида продукции. Более того, появляется возможность узнать реальный объем всего фармрынка. А это уже прямой выход на расчет налогооблагаемой базы фармацевтической отрасли, что чрезвычайно важно с позиции государственного подхода к решению социально-экономических проблем.